Метод Внутренней игры для обучения, раскрытия и совершенствования любых навыков

Здравствуй, дорогой друг!

Около года назад я прочитал книгу Тимоти Голви “Работа как внутренняя игра” и понял, что получил в свой арсенал еще одну отличную методику.

Тимоти Голви – известный американский тренер, бизнес-коуч и автор нескольких бестселлеров. Свою профессиональную деятельность он начинал как спортивный тренер (теннис, гольф, беговые лыжи).

Наблюдая за своими подопечными и другими тренерами он обнаружил, что есть две основные модели обучения:

Первая и наиболее распространенная модель основана на экспертной оценке тренера.

Вторая модель (названная в последствии Внутренняя игра) проповедует безоценочный подход, использующий технику концентрации внимания на критически важных переменных процесса деятельности (пока звучит непонятно, но наберитесь немного терпения и все станет предельно ясно). При таком подходе обучение происходит в большей степени на бессознательном уровне без лишних стрессов и перегрузок.

Итак, наиболее распространенной является экспертная модель. Суть ее в том, что у эксперта в голове есть “правильная” модель и он сверяет ее с действиями ученика и говорит ему что надо и чего не надо делать.

Ученик, при этом, находится в роли исполнителя и с него как бы снимается ответственность за процесс обучения. Кроме того, у ученика возникает подсознательное сопротивление.

Кстати, про это самое внутреннее сопротивление изменениям можно было бы отдельную большую статью написать. Не хочется сейчас отвлекаться, скажу лишь о том, что суть подобного самосаботажа в том, что у нас есть некий страх “потерять себя” (это все, конечно, на бессознательном уровне). Т.е., мы воспринимаем наши ошибки и недостатки как часть нашей личности и поэтому “встречаем в штыки” любые попытки изменения, пусть даже и положительного.

Открытие второй модели

Голви обратил внимание на то, что все спортсмены отмечают, что во время своих лучших выступлений они полностью сосредоточены на процессе и у них отсутствует оценочный внутренний диалог.

Далее, он задался вопросом о том кто, собственно, с кем ведет этот диалог. В результате, у него возникла концепция Я1 и Я2.

Я1 – это по сути то, что я называю Социальное я. Это как бы образ тренера в голове ученика, который оценивает и дает инструкции

Я2 – это истинное я ученика.

Голви иллюстрирует эти идеи на примере теннисиста, у которого плохо получается прием и удар слева.

Когда к нему летит мяч под левую руку он на самом деле видит не мяч (желтый круглый, летящий предмет), он видит УГРОЗУ. Он “ЗНАЕТ” что у него плохой прием слева. У него есть определенные ожидания, что опять получится плохо. И потом, он это в очередной раз подкрепляет эти негативные установки говоря себе что-то вроде: “Это самый ужасный прием, ты не на что не годен!”. Это не только подкрепляет негативные ожидания, но и еще больше снижает уверенность спортсмена в себе.

В очередной раз хочется вспомнить работы нашего знаменитого гипнотерапевта Владимира Леонидовича Райкова, о которых я уже много раз писал. Когда человек “знает”, что он плохо рисует, он… плохо рисует :). Находясь в гипнозе, в образе великого художника он “знает” что умеет хорошо рисовать. И это простое изменение его установок и ожиданий позволяет ему начать рисовать намного лучше.

Основная проблема экспертной модели 

в том, что это похоже на испорченный телефон. Наше бессознательное, управляющее нашим поведением, не оперирует словами и линейной логикой. Это по сути мощнейший компьютер, совершающий огромное количество операций в секунду. Оно опирается на опыт, входящие данные и цель. Мы не можем полностью вербализовать (описать словами) этот процесс. Мы говорим обычно, что чувствуем правильно делаем или нет. Поэтому инструкции тренера нужно еще перевести на язык ощущений.

По сути, все что нужно нашему бессознательному для обучения – это более четкая цель и обратная связь. И в этом и есть суть подхода Внутренней игры.

И, кстати, эти идеи находят подтверждение в технологии биологической обратной связи. Очень сложно объяснить человеку что ему нужно делать чтобы изменить определенным образом электрическую активность его мозга. Но стоит сделать этот параметр воспринимаемым и наше бессознательное способно научиться его произвольно менять

А еще, подход Голви здорово перекликается с идеями Чиксентмихайи, разработавшего теорию Потока (смотри выпуски 45 и 46). Оба начали с простого наблюдения и вопроса: “Что это за состояние, когда все получается очень хорошо?”

Чиксентмихайи говорит о том, ЧТО нужно, чтобы деятельность стала потоковой. Голви показывает КАК это можно сделать.

Для иллюстрации концепции Внутренней игры вернемся к примеру с теннисистом, у которого был плохой удар слева.

Используя свою методику, Голви не давал спортсмену инструкций вроде того, что надо не отступать, а подшагивать к мячу и держать ракетку пониже при замахе, он просто предлагал ему более внимательно и скрупулезно наблюдать за мячом.

Например, он мог попросить ученика отмечать как летит мяч перед контактом с ракеткой, – вверх, вниз или параллельно земле. При этом он уточнял, что не просит его что-то менять, что задача – просто наблюдать.

Что может показаться на первый взгляд удивительным, так это то, что такой безоценочный подход оказался намного более эффективным, чем стандартный способ обучения. Техника спортсмена улучшалась спонтанно.

На самом деле ничего удивительного в этом нет. Полная концентрация на полете мяча позволяла ученику сделать две важные вещи.

Во-первых, это “изгоняло” оценочное социальное Я, которое только мешало “говоря под руку”.

Во-вторых, это создавало режим той самой четкой обратной связи, которая, как я выше говорил, необходима для создания состояния потока, в котором деятельность становится наиболее результативной. Т.е., ученик полностью концентрировался на том, что происходит в действительности в данный момент. Как его действия отражаются на результате.

Роль осознания

Четко осознавая цель (попасть мячом в определенную зону на поле противника) и получая мгновенную обратную связь от своих действий,  бессознательное спортсмена автоматически подстраивалось под выполнение задачи. Нужно было просто не мешать ему.

Т.е., задача тренера была не поучать, а создать наилучшие условия для естественного обучения. А для этого можно просто подбирать соответствующие упражнения и цели для фокусировки внимания.

Области применения

Но, если бы Голви ограничился использованием своей системы внутренней игры только в спорте, мы бы с вами вряд ли о нем узнали. Со временем, он обнаружил, что его система отлично работает практически в любой сфере деятельности, например, в бизнесе.

Чтобы основная идея этой системы стала более понятна, давайте я приведу несколько примеров ее использования, а уже потом сделаю некоторые обобщения.

Примеры из личного коучинга

Начну с того, что я сам получил очень впечатляющие результаты, используя эту систему в личном коучинге.

Не так давно, у меня был клиент (руководитель отдела в одной крупной компании), который попросил помочь ему решить проблему с общением.

Его сложности были в том, что в общении с руководством ему трудно было вести диалог на равных, а в коммуникациях с коллегами, он часто чувствовал холодность и отчужденность. В целом, это приводило к тому, что ему вообще все меньше хотелось общаться и он все больше замыкался в себе, что не только было само по себе неприятно, но и мешало его карьере.

Я предложил ему в процессе общения просто концентрироваться на отслеживании уровня интереса, который проявляет собеседник.

В результате, это простое упражнение помогло ему не только в общении с коллегами и руководством, но и в ведении переговоров и заключении сделок. Кстати, вот что он сам написал:

“Курс индивидуальной коррекции личности помог проще адаптироваться в новом коллективе, почувствовать себя более уверенно, и самое главное – значительно поднять продуктивность и сосредоточиться на основных задачах, а также выстроить ровные отношения с людьми, которые казались сложными для общения. Во второй части курса я получил навыки привлечения и удержания внимания при ведении переговоров и заключении сделок. Курс помог не только чувствовать себя более уверенно, но и дал возможность выделить те коммуникативные навыки, которые раннее мною не использовались, например поиск заинтересованности, формирование положительного образа у оппонента, поведение в конфликтной ситуации. В общем оцениваю работу и Вашу квалификацию как очень высокого уровня. Могу рекомендовать Ваши работы большинству людей, нуждающихся в повышении навыков эффективных коммуникаций и переговоров. Надеюсь буду и дальше работать с Вами как индивидуально, так и в составе коллективных и онлайн курсов.еще раз огромное Вам спасибо!”

Внутренняя Игра в бизнесе

Продолжая тему использования внутренней игры в контексте бизнеса, приведу еще несколько примеров самого Голви.

Однажды, его пригласили в одну “айтишную” компанию, чтобы поработать с сотрудниками колцентра. Проблема была в их высоком уровне стресса, т.к. часто приходилось общаться с недовольными клиентами, при том, что их работа постоянно оценивалась. Голви предложил им своеобразную игру.

Во-первых, им нужно было внимательно слушать звонившего и постараться оценить по голосу уровень его “раздражения” от 1 до 10.

Во-вторых, с ними провели небольшой голосовой тренинг, чтобы они могли лучше выражать свои чувства с помощью своего голоса.

В итоге, задача была в том, чтобы слушая звонившего, определить его уровень стресса и отвечать ему с соответствующим уровнем теплоты в голосе. Т.е., например, если стресс клиента оценивался ввысоким, скажем в 9 баллов, то это значило, что ему нужно ответить с большей теплотой (тоже 9)

В результате, операторы отметили, что им стало значительно интереснее работать, они испытывали значительно меньше стресса, а общая оценка вежливости колл-центра значительно повысилась.

Начни измерять!

Одна из самых простых и вместе с тем важных идей системы внутренней игры – если хочешь что-то улучшить, просто начни это измерять и отслеживать.

Например, в одной стоматологической клинике озаботились тем, что клиенты слишком долго ждут приема у врача.

Применяя идеи внутренней игры они начали с того, что стали просто в конце дня спрашивать всех сотрудников клиники, сколько по их мнению пациентов проводило в ожидании более 20 минут. Помимо этих догадок (большинство сотрудников могли могли только гадать, т.к. не могли непосредственно наблюдать за пациентами в приемной) оглашали также и реальные цифры, основанные на данных секретаря в приемной.

Какого же было удивление директора клиники, когда через пять дней уже не было ни одного пациента, ожидающего более 15 минут в приемной.

И опять, обратите внимания, не было предпринято никаких специальных мер по снижению времени ожидания. Обо всем позаботилось бессознательное сотрудников 🙂 получив достаточно информации.

Как выбрать критическую переменную?

Давайте немного подытожим все вышесказанное. Один из наиболее важных вопросов – как правильно выбрать ту самую критически важную переменную, на которой нужно удерживать фокус внимания для повышения результативности работы или обучения?

Голви выделяет три важных критерия.

Во-первых, эта переменная должна быть наблюдаемой здесь и сейчас

Во-вторых, желательно, чтобы она была интересна. Например, прислушиваться к оттенкам чувств и намерений собеседника обычно интереснее, чем просто следить за содержанием беседы

В-третьих, эта переменная должна соответствовать цели вашей задачи.Например, в процессе того же общения можно выделить множество переменных, на которых можно сфокусировать внимание. Уровень доверия, уважения, контроля, ясности, мотивации, давления и т.д. Невозможно одновременно удерживать внимание сразу на нескольких переменных. Поэтому, нужно выбрать ту, которая наиболее отвечает вашим задачам.

Например, если ваша задача – установление более доверительных отношений, то именно уровень доверия (который можно отследить по невербальным компонентам поведения собеседника) и нужно выбрать в качестве объекта для фокуса внимания в процессе общения.

При прочих равных, лучше конечно выбирать такую переменную, за которой проще наблюдать.

Поделитесь своим опытом

Предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с этой методикой. Напишите, пожалуйста, в комментариях к этой статье о своих результатах. Какие переменные вы использовали для совершенствования каких-то своих навыков. Либо, напишите о том, в какой деятельности вы хотели бы совершенствоваться и применять методику внутренней игры, а я постараюсь подсказать вам на чем можно сфокусировать внимание для большего эффекта.

Психолог, автор книг, методик и курсов по личностному развитию, методам психической саморегуляции, самогипнозу, аутотренингу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *