Лидера делает команда.

maxresdefaultОб авторе

Дарья Пантюх

Основатель “Personal Partner Consulting Boutique”.

Бизнес-психолог, тренер, консультант, HR бизнес партнер, практик с огромным опытом работы в российских и западных компаниях. За плечами 15-ти летний опыт управления и руководства крупным предприятием, start up, вывод и стратегическое развитие автомобильного бренда Mazda на Российском рынке, создание и развитие автомобильных холдингов.


Лидер.

В сильной команде вопрос, что важнее – лидер или команда, вполне закономерен. И рассуждения о том, есть ли командный дух, действует ли правило «один за всех», кто кого на самом деле поддерживает и кто от кого зависит – все это имеет место или просто так складываются звезды – тоже вполне справедливы. И я над этим тоже размышляла.

Считаю, что лидеру сперва нужно  родить идею, а потом уже заниматься ее воплощением, но вряд ли стоит этим заниматься в одиночку. Даже если этого безумно хочется. Должна быть для этого создана команда, которая не меньше тебя будет верить и в результат, и в его достижимость. Люди должны быть не обязаны или принуждены, а вдохновлены действовать с лидером сообща.

И результат для них должен быть не менее желанен, чем для лидера. Только если такие люди есть рядом, можно называться лидером. А без них и лидера быть не может. Это равносильно спорткару с пустым топливным баком – и красив, и дорог, но пока его не заправишь и не заведешь – ни за что не узнаешь его возможностей. Еще Лао Цзы говорил, что для того, чтобы вести людей, нужно идти за ними вслед.

Командная работа.

Для меня, как лидера, очевидно, что все мои успехи и достижения были возможны исключительно благодаря команде. Именно она и является основным, если не единственным моим ключом к успеху. Мне вообще иной раз казалось, что существует только команда, а моя роль – это роль джойстика – немного корректировать направление их движения, и не более того… Да, так было не с самого начала. Сперва я как та иголочка, что без ниточки – все сама.

А потом осознала, что настоящие вершины в одиночку не покоряются, что двигаться дальше нужно только с единомышленниками, даже если для того, чтобы их вокруг себя собрать обойдется в какую-то сумму. Я тогда поняла, что пора собирать и сплачивать вокруг себя определенных людей. Определенных, потому что не весь коллектив еще команда.

Коллектив состоит из коллег, работающих рядом в одном месте и в одно время, а в команду входят только те кто нацелен на одну задачу и выполняет свою роль. Хорошую работоспособную команду собрать крайне сложно, но если это получается, выигрывают все участники процесса – и лидер, и состав команды, выигрывает идея, выигрывает и весь бизнес. В моем случае это получилось.

Именно благодаря команде удалось благополучно провести бизнес через несколько сложных и даже кризисных ситуаций. Команда сохраняла, даже несмотря на сокращение зарплат, свою целеустремленность и работоспособность, продолжая поиск путей решения. Даже в очень трудные времена, когда в качестве причины остаться приходило в голову, что везде наверняка еще хуже, коллектив не разбежался, сохранив и атмосферу, и взаимопонимание. В чем же заключался секрет моей команды?

На мой взгляд, на 70% наше преимущество выражено в наличии четко сформулированной цели и пути ее достижения.

Распределение ролей.

Суть работы в команде заключается в нацеливании каждого члена на выполнение определенной задачи. Вот что называется командной работой – когда каждый выполняет свою задачу, но все вместе идут к одной цели. Нужно лишь правильно распределить задачи, как говорится, распределить роли. «Что это за роли и зачем они нужны», – спросите вы.

Вот они сами и их психологическая характеристика.

Генератор идей. Роль для «решателя» сложных проблем, человека креативного, наделенного богатым воображением.

Исследователь ресурсов. На первом месте коммуникабельность, способность развивать контакты. Необходим полный энтузиазма экстраверт, способный анализировать информацию.

Координатор. Роль для хорошего руководителя, уверенного в себе и зрелого специалиста. Именно координатор определяет общую цель для команды.

Мотиватор. Роль для того, кто даже в сложной обстановке не теряет самообладания, кто динамичен сам и способен «завести» других. Имеет необходимый напор и достаточное для преодоления препятствий мужество.

Аналитик. На эту роль необходим проницательный человек, способный мыслить стратегически, не теряющий благоразумия. Аналитик, рассмотрев все варианты, способен выбрать верный.

Вдохновитель команды. Роль для дипломата. Нужен отзывчивый и спокойный человек, который всегда сумеет выслушать, понять, успокоить, которому дано предугадать и предотвратить намечающиеся трения в команде.

Реализатор. Способен преобразовывать идеи в конечные результаты. Квалифицирован и надежен, максимально дисциплинирован, наделен даром предвиденья возможных последствий.

Контролер. Роль для того, кто может находить упущения, просчеты и ошибки, кто сам старателен и добросовестен.

Специалист. Наиболее подготовленный сотрудник, достаточно самостоятельный, но преданный и искренний.

Только когда роли будут распределены и каждый член команды поймет, чего от него ждут, команда «включится». Только тогда все шестеренки этого механизма закрутятся синхронно и станет видно на что ваша команда способна на самом деле.

Жизнь и развитие команды. Этапы большого пути.

Каждая команда, подобно живому организму, проходит определенные этапы своего роста и развития.

  1. Начальный этап.Здесь очень многое зависит от руководителя. Для него очень важно вовремя поддержать и помочь своей команде. Важная роль на этом этапе у знакомства и создания в коллективе непринужденной обстановки. Страхи и опасения должны быть ликвидированы как можно раньше. И делать это лучше всего ставя четкие цели, грамотно распределяя роли и зоны ответственности для каждого.
  2. Переходный этап. Особое внимание на этом этапе лидеру нужно обратить на решение споров. Не важно – личные беседы, коллективный обмен мнениями – использовать нужно то, что максимально эффективно воодушевляет людей на движение к общей цели, что позволяет создать в коллективе командный дух. Только аккуратное прохождение этого этапа делает команду сильнее и сплачивает ее. На этом этапе очень важно, чтобы каждый правильно соотнес свои стремления с общими командными целями.
  3. Продуктивный этап. Это уже этап созданной, объединенной и эффективно работающей на общую цель команды. Теперь крайне важным становится доверие в команде всех ко всем. Руководитель не должен поощрять отдельных членов команды – только всю команду целиком.

Появление каких-то «любимчиков» легко спровоцирует раскол в коллективе. Руководителю нужно каждого выслушивать, воспринимать общее мнение и выражать объективную оценку ситуации. Только совокупность всех трех этапов является естественной необходимостью.

Это должна понимать и команда. Это позволит ей с пониманием воспринимать каждый этап «триады», не пытаясь бороться с любым из них, и сделает их прохождение более  терпеливым и осознанным.

Что в таком случае важно в период перемен и потрясений для создания благоприятной атмосферы и успеха в эффективной команде?

В первую очередь необходим лидер, который будет способен контролировать ситуацию, управлять ею, который сможет создать необходимый климат внутри коллектива.

Важно сохранить 6-10 самых ценных игроков, важно выявить психотип каждого, важно, чтобы у каждого из них была роль, соответствующая выявленному психотипу. Важно, чтобы не получилась команда, у игроков  которой роли не определены или размыты.

Общие цели. Выявить, понять и осознать.

Каждый должен уметь слушать, взаимодействовать, уметь признавать и приветствовать вклад каждого члена команды в общее дело.

Лидер должен быть готов делегировать команде часть своего лидерства и часть своего влияния.

Решения должны приниматься после общей дискуссии при достижении договоренности между членами команды. Инакомыслие в идеях и взглядах вполне  приветствуется.

Открытость и честность каждого участника при выражении чувств и сомнений.

Зная и используя эти нехитрые правила вполне можно привести свой маленький бизнес к большому успеху. Правильно подобранная и организованная команда – это гарантия будущего спокойствия для лидера, его уверенность в завтрашнем дне и эффективности своего бизнеса.

Это возможность для руководителя не беспокоиться о разрядившемся в отпуске телефоне, потому что он будет знать, что у руля остались люди, думающие и действующие, как и он сам. Люди, которые его никогда не подведут, потому что находятся на одной с ним волне.

А в один прекрасный день эти люди пригласят его на встречу с милым названием «12 лет минуло», где скажут ему много теплых слов и расскажут, какой он отличный руководитель, хотя он уже давно им не является.

Основатель "Московского Коучинг Клуба" и "Санкт-Петербургского Коучинг Клуба", Радио "Коучинг", конференции "Коучинг со Звёздами"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *